ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ - КТО ОНИ? 

Помните весёлую детскую песенку: «А у меня внутри вечный двигатель, вечный бегатель, вечный прыгатель»? Песенка весёлая, а вот сама ситуация – не простая. Конечно, хорошо, когда ребёнок подвижный, живой, активный. Но когда он целый день бегает как заводной по квартире, хватаясь то за один предмет, то за другой, не в состоянии дослушать до конца сказку или вопрос; если на все усилия привлечь внимание малыша (игрушкой или новыми красками) он не задерживается у стола больше, чем на минуту, - это уже не кажется весёлым ни родителям, ни педагогам в детском  саду, ни учителям в школе.

Не следует любого возбуждённого ребёнка относить к категории гиперактивных. У любого ребёнка время от времени случаются минуты гнева и непослушания. Существует отличие ребёнка живого, активного от гиперактивного.

Гиперактивный ребёнок, независимо от ситуации, в любых условиях – дома, на улице, в гостях, в кабинете врача – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на самом интересном предмете. Ребёнок постоянно крутится и вертится, сидя на стуле, постоянно что-то теребит в руках, трясёт ногой и т.д. Он просто не может остановиться.

При поступлении в школу проблемы детей с гиперактивностью могут усилиться. Требования к обучению в школе таковы, что ребёнок не в состоянии их выполнить в полной мере. Дети испытывают трудности в организации и завершении работы. Письменные работы, как правило, выглядят неряшливо и характеризуются ошибками, которые могут быть результатом невнимательности. Они более разговорчивы, нежели его сверстники. Невнимательность во время игр и других занятий в сочетании с отвлекаемостью приводит к тому, что они окзываются не слишком хорошими партнёрами в играх и общении. При этом чаще всего таких детей имеют хороший общий уровень интеллектуального развития.

Каковы же причины гиперактивности?  Развитие у ребёнка гиперактивности тесно связано с наличием у ребёнка минимальной мозговой дисфункции (ММД). ММД – недостаточность функций нервной системы, приводящая к трудностям в обучении и поведении.

 Причины ММД:

•        вредности, перенесённые матерью в период беременности (токсикоз, угроза прерывания, гипоксия плода, травмы во время родов и т.д.);

•        генетический фактор;

•        особенности внутрисемейных отношений (частые конфликты и прочее).

В процессе развития ребёнка с ММД происходит постепенная компенсация имеющихся нарушений. При благоприятной системе обучения, воспитания и своевременного лечения у врача-невропатолога к подростковому возрасту сглаживаются имеющиеся ранее симптомы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ММД

   В своих отношениях с детьми необходимо поддерживать позитивную установку: подчёркивать успехи ребёнка, укреплять уверенность ребёнка в своих силах;

   Важно поддерживать дома чёткий распорядок дня, сон – не позднее 10.00;

   Рекомендуется поощрять ребёнка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, раскрашивание и т.п.);

   Рекомендуется давать ребёнку только одно задание на определённый отрезок времени, чтобы он мог его завершить;

   Важно оберегать ребёнка от утомления, поскольку оно приводит к нарастанию возбудимости;

   Полезно давать ребёнку возможность расходовать избыточную энергию: длительные прогулки, езда на велосипеде, плавание, легкоатлетический спорт и прочее.

Мы желаем счастья Вам и Вашим детям!

 

ПОЧЕМУ ДЕТИ ДЕРУТСЯ

 Ребёнок в возрасте от 4 до 5 лет живёт эмоциями. Почему ребёнок проявляет эмоции? Когда он их проявляет? Зачем? Их цель – удовлетворить потребности. Когда ребёнок  не может  получить то, что ему необходимо, он начинает проявлять эмоции. Как правило, это – гнев, злость, тоска. Гнев, злость выражаются в форме нежелания идти в детский сад, соблюдать правила, дисциплину, в том, что дети дерутся, кусаются.

Поэтому, когда ребёнок проявляет разрушительные эмоции гнев, злость – это показатель того, что не удовлетворены его ведущие потребности. Какие это могут быть потребности?  Потребность во внимании, понимании, любви, принятии, общении и т.д.

Когда взрослые (родители) копят в себе эмоции со знаком минус (гнев, злость, обида, раздражение), эмоции их ребёнка усиливаются. То, что подавляют в себе родители, затем проявляют их дети.

Конечно же, у ребёнка есть свои собственные эмоции. Способ, с помощью которого можно определить – проявляет ли ребёнок свои эмоции или эмоции родителей, - тест на сопротивление. Если родители не могут спокойно выслушать ребёнка, спокойно реагировать на эмоциональные всплески ребёнка, значит, он проявляет именно те эмоции, которые подавили в себе родители.

Поэтому в ситуациях, когда ребёнок проявляет эмоции родителей – это не значит, что родители «плохие». Это сигнал о том, что пора родителям уделить времени удовлетворению собственных потребностей. Кроме того, ребёнка необходимо приучать говорить о своих потребностях. Как это сделать? Своим примером. Родители для своего ребёнка – учителя. Когда в присутствии ребёнка родители говорят друг другу о своих неудовлетворённых потребностях в корректной и доступной для понимания форме, ребёнок, глядя на своих родителей, обучается этому  искусству.  

 

 Как воспитывать детей без наказаний

«Можно ли воспитывать детей без наказаний?», «Надо ли наказывать детей, если да, то за что и как?», «Почему дети ведут себя плохо?». Каждый родитель рано или поздно задаёт себе подобные вопросы. Что порождает родительское наказание в сердцах детей?

Наказание в сердцах детей порождает страх, обиду на родителей, которая, в свою очередь, может вызвать желание отомстить обидчику. Дети могут плохо учиться, капризничать, дразнить младших детей в семье, портить свои вещи или вещи обидчика, убегать из дома и т.д.

Наказание несёт в себе и другие побочные эффекты. Это укрепление веры в то, что действовать с позиции силы – единственный способ добиться того, чего хочешь. Прежде, чем наказывать ребёнка, важно спросить себя: «Чему же на самом деле я хочу научить своего ребёнка?».

Одна из причин, почему люди (и дети) ведут себя не так, как хотелось бы, заключается в том, что они не находят для себя достойного места в семье (обществе), не чувствуют свою значимость и причастность ко всему (чувство своей значимости). Когда человек утрачивает это чувство, его поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Дети ведут себя плохо, по мнению американского психолога Рудольфа Дрейкурса, потому, что они сомневаются в собственных способностях и возможностях проявить себя достойным образом, им проще достичь самовыражения «плохим» поведением.

Очень часто основа поведения детей закладывается первоначальной реакцией родителей на тот или иной поступок. Ребёнок следит за реакцией родителей, чтобы знать, как вести себя дальше. Когда мы видим, что плохое поведение становится невыносимым, то хотим как-то повлиять на детей, чаще всего, применением тактики запугивания (подход с позиции силы). Когда же мы рассматриваем плохое поведение как информацию к размышлению, то задаём себе вопрос: «Что мой ребёнок хочет сказать мне своим поведением?». Это позволит вовремя снять напряжение в отношениях с детьми и одновременно повысит шансы исправить его поведение.

Американский психолог Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. По его мнению, умение взрослого наблюдать собственные эмоциональные реакции на поведение детей поможет ему понять цели их поведения  и найти наиболее адекватный к ним подход.

Подробнее об этом можно найти в книге Кэтрин Кволс «Радость воспитания».

Как общаться с ребенком? 

Общий принцип, без соблюдения которого все попытки наладить отношения с ребёнком, испытывать ощущение радости от общения с ним оказываются безуспешными – безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он слушается, умный, способный, помощник, отличник, а просто так, просто за то, что он есть.

Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому человеку – фундаментальная человеческая потребность. Её удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребёнка. Эта потребность удовлетворяется, когда родители в момент общения с ребёнком сообщают ему, что он им дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях, словах: «Как хорошо, что ты у нас родился», «Мне хорошо, когда мы вместе» и т.п.

Созданию гармоничных отношений с ребёнком, радостного общения с ним способствует «активное слушание». Слушать активно – концентрировать своё внимание на ребёнке в момент общения, задавать уточняющие вопросы: «Таким образом…», «Если я правильно поняла…», не давать советов, не оценивать. В момент слушания ребёнка необходимо повернуться к нему лицом, чтобы глаза родителей и ребёнка находились на одном уровне. Важно избегать общаться с ребёнком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине с посудой, смотря телевизор или читая газету.

Результаты использования метода активного слушания в процессе общения с ребёнком: исчезает или ослабевает отрицательное переживание ребёнка; ребёнок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе ещё больше; ребёнок сам продвигается в решении своей проблемы, повышается чувствительность родителей к нуждам и горестям ребёнка.

Консультации педагога-психолога 

Как подготовить малыша к детскому саду.

  Известно, что смена социальных отношений представляет для ребенка значительные трудности. Тревожное состояние, эмоциональная напряженность связаны с отсутствием близких для ребенка людей, с изменением окружающей обстановки, привычных условий. Постигаемый ребенком жизненный опыт может помочь ему включиться в новые социальные отношения, совместную деятельность, адаптироваться к изменившимся условиям, но он способен привести к негативным последствиям, что весьма существенно для эмоционально-личностного опыта ребенка. Отрицательный эмоциональный опыт может породить высокую тревожность детей. Поскольку условия детского сада одинаковы для всех, то возникает задача адаптации каждого отдельного ребенка с его выраженной индивидуальностью к этим общим условиям. Прежде всего, необходимо подготовить ребенка к посещению детского сада. Необходимо рассказать ему, что такое детский сад, для чего туда ходят дети, Подробно рассказать ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности он будет делать. Чем подробнее будет рассказ и чем чаще он повторяется, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ребенок, когда пойдет в детский сад. Необходимо спрашивать у малыша, запомнил ли он, что будет делать в детском саду после прогулки, куда складывать свои вещи, кто ему будет помогать раздеваться, что он будет делать после обеда. Вопросами такого рода родители могут проконтролировать, хорошо ли ребенок запомнил последовательность событий. Малышей пугает неизвестность. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как и было обещано, он чувствует себя увереннее. Необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми, посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. Известные трудности в адаптационный период испытывают дети, привыкшие к общению только с родителями. Замкнутый образ жизни семьи, недоброжелательное отношение родителей к окружающим людям - причины, тормозящие у малыша образование умения контактировать с незнакомыми взрослыми. Дети радушных, гостеприимных, дружелюбных родителей, дети из семей, состоящих из многочисленных родственников, легко вступают в контакт с воспитателем, няней. У таких детей, как правило, адаптационный период длится несколько дней. Малыши из таких семей деятельны, веселы, много играют, общаются. Плохо приспосабливаются к коллективной жизни дети, которых чрезмерно опекали в семье, Которые не знают родительского "нельзя". Ребенок, у которого дома не тренируется способность тормозить свои желания, с трудом усваивает и выполняет правила поведения, взаимоотношений, приучение к которым начинается с первого дня пребывания в детском саду. Влияет на адаптацию тип темперамента ребенка. Замечено, что быстро и легко привыкают к новым условиям сангвиники и холерики. А вот флегматикам и меланхоликам приходится туго. Они медлительны и поэтому не успевают за темпом жизни детского сада: не могут быстро одеться, собраться на прогулку, поесть, выполнить задание. Их часто подгоняют, не давая возможности побыть самим собой. Эти индивидуальные особенности при адаптации надо учитывать. Если ребенок "шустрик", он быстрее осваивает игровое пространство и дольше притирается к сверстникам. С ребенком "мямликом" же возможны совершенно противоположные метаморфозы. Для того, чтобы помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада, необходимо максимально приблизить распорядок дня дома к режиму детского сада. Причем в выходные дни тоже. При этом важно упорядочить часы сна, питания, бодрствования, при проведении режимных процедур всемерно поощрять и развивать детскую самостоятельность. Желательно познакомиться с меню детского сада и приучать ребенка к блюдам, включенным в него. Чтобы ребенок не чувствовал дискомфорта, нужно заранее приучить к горшку, отучить от соски, научить есть ложкой и т.д. Для предупреждения болезней, которые часто сопровождают вступление в новую жизнь малыша, необходимо его закаливать. Хождение босиком в помещении и по земле летом - самый простой и эффективный способ. Он укрепляет не только иммунную, но и нервную систему. Очень полезны любые водные процедуры. Постепенно приучать ребенка к прохладному питью. Нельзя забывать о витаминных комплексах для детей и гомеопатических препаратах долговременного действия для профилактики ОРВ и гриппа. Когда ребенок приходит в детский сад, ему предстоит знакомство не только с детьми и взрослыми, но и с массой самых разнообразных возбудителей болезней. Какой бы крепкой ни была иммунная система ребенка, это очень большая нагрузка. Поэтому рекомендуется в первый месяц посещения детского сада соблюдать маршрут "дом-сад". Не надо ходить в гости, посещать массовые мероприятия. Такой строгий порядок поможет иммунной системе ребенка познакомиться со всеми болезнетворными бактериями и при этом не заболеть. Нарушение данного правила может привести к иммунным сбоям. Вхождение ребенка в детский сад должно быть постепенно. В привыкании к новым условиям важную роль играет возможность приносить с собой свои игрушки или любой предмет, напоминающий ребенку его дом. Это создает для ребенка фон уверенности, обеспечивает психологический комфорт. Для успешной адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения необходимо сформировать у него положительную установку на детский сад, положительное отношение к нему. Для этого надо заранее рассказать ему о детском саде, зачем туда ходят дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ему, что скоро он сможет туда ходить. Необходимо рассказать ему подробно о режиме в детском саду, что и в какой последовательности он будет делать. Когда ребенок это знает, он чувствует себя увереннее.  Научите играть малыша с другими детьми, научите делиться его игрушками с другими детьми. Рассчитайте свои силы, возможности и планы, иногда на привыкание уходит до полугода. Не сомневайтесь в целесообразности детсадовского воспитания. Ваши колебания ребенок будет чувствовать,  и будет использовать, чтобы остаться дома. Легче привыкают к детскому саду дети  родителей, для которых детский сад является единственным выходом. Познакомьтесь с другими родителями и детьми. Чем лучше будут отношения с воспитателем, с другими родителями и детьми, тем легче будет вашему ребенку. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Заранее отрегулируйте опорожнение кишечника в домашних условиях, пользоваться ложкой, самостоятельно мыть руки, пользоваться туалетной бумагой.  Эти проблемы могут стать причиной комплексов у малыша. Расскажите ребенку о трудностях, с которыми он может столкнуться в детском саду, и как ему поступить в этих случаях. Например, если он захочет пить, то ему следует подойти к воспитателю и попросить помощи. Желательно, чтобы дети раннего возраста пораньше уходили домой, т.к. психика малыша в этом возрасте достаточно слаба, он быстро устает от постороннего шума, от нахождения в том же помещении, где много других детей. Да и скучает малыш по родителям первое время очень сильно. Никакие усилия воспитателя не принесут результата, если ребенка будут забирать в 19.00 часов каждый день.

 Как быть со страхами детей? 

 Страх – это естественная эмоция, которую порой испытывают все живые существа. Страх выполняет для человека защитную функцию.

Страхи имеют возрастную динамику.

Кроме того, причинами возникновения страхов могут быть:

v        чрезмерная опека ребёнка родителями. Родители оберегают ребёнка от всех неприятностей, чрезмерно беспокоятся за него. Следствием чего ребёнок воспринимает мир как чужой и грозящий опасностями;

v        разговоры взрослых в присутствии ребёнка о  болезнях, несчастьях и т.п. Следствие - дети воспринимают мир через призму взглядов своих родителей;

v        конфликтные отношения в семье, развод родителей;

v        неуверенность родителей в своих воспитательных действиях. Для психологического благополучия детей важно, чтобы родители являлись некой крепостью, которая уверенно ограничивает рамки свободы и в то же время надёжно защищает. В противном случае у ребёнка возникают внутренние «ограничители» в виде страхов;

v        травматический опыт, полученный ребёнком (укус собаки и т.п.);

v        отсутствие общения со сверстниками. В совместных играх дети одного возраста невольно обращаются к теме наиболее актуального для них страха и таким образом дают волю своим эмоциям и одновременно получают групповую поддержку.

 Способы освобождения от страха

Ребёнок освобождается от страха, если он переживает это чувство. Чтобы помочь ребёнку пережить страх, можно предложить посмотреть детские художественные и мультипликационные фильмы, или почитать сказки и другие художественные произведения, в которых герои преодолевают свой страх.

Рекомендуемые художественные фильмы для детей:

  • «Приключения Карика и Вали»;
  • «Новогодние приключения Маши и Вити»;
  • «Приключения жёлтого чемоданчика».

Рекомендуемые  мультипликационные фильмы для детей:

  • «Бояка мухи не обидит»;
  • «Змей на чердаке»;
  • «Нехороший мальчик»;
  • «Ничуть не страшно»;
  • «Дедушка Ау».

Рекомендуемая  художественная литература для совместного чтения с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

  • «Приключения жёлтого чемоданчика» Софья Прокофьева;
  • «Тук-тук-тук» Николай Носов;
  • «Живая шляпа» Николай Носов;
  • «Прятки» Николай Носов;
  • «Находчивость» Николай Носов.

 Для уменьшения у детей дошкольного и младшего школьного возраста важно исключить просмотр детьми художественных фильмов – «ужасников».

Чтобы помочь детям преодолеть страхи, необходимо детям за 30 минут до сна давать пить тёплое молоко. Оно успокаивает ум ребёнка. Кроме этого уменьшению страхов у детей способствует выезд на природу. Уменьшению страхов у детей способствует и сон с 21 часа, поскольку ранний сон способствует появлению ощущения спокойствия. Способом избавиться от страхов – давать ребёнку возможность действовать самому. Ребёнок перестаёт бояться, если взрослые, находящиеся рядом позволяют ему проговаривать вслух свои страхи, поскольку эмоции, выраженные словами, теряют свою силу.

 Игры в домашних условиях, способствующие освобождению от страхов

Качели

Ребёнок садится в позу «зародыша»: поднимает колени и наклоняет к ним голову, ступни плотно прижаты к полу, руки обхватывают колени, глаза закрыты.

Взрослый встаёт сзади, кладёт руки на полечи сидящему ребёнку, и осторожно начинает медленно покачивать его, как качели. Ритм медленный, движения плавные. Игра способствует возникновению у ребёнка чувства родительской защищённости, надёжности.

Сражение

Родителям и ребёнку предлагается бросать друг в друга мелкими, нетяжёлыми предметами (бумажные шарики, еловые шишки) из-за укрытия в виде стульев, поставленных напротив друг друга на расстоянии нескольких метров. Предметы нельзя бросать слишком сильно, главное – попасть и увернуться. Игра способствует уменьшению страха боли, уколов, неожиданного воздействия, способствует ослаблению напряжённости между взрослыми и ребёнком.

Пролезание

Родители и ребёнок по очереди пролезают через ряд стульев. В этой игре возможно догонять друг друга или уходить от погони. Игра способствует преодолению страхов замкнутого пространства и нападения.

 Рекомендуемая литература для родителей

  • «Дневные и ночные страхи у детей» А.И.Захаров;
  • «Семья глазами ребёнка» Г.Т.Хоментаускас.
Создать бесплатный сайт с uCoz