Поступление ребёнка в детский садУважаемые родители! Вашему ребёнку около двух лет, он подрос и уже скоро станет посещать детский сад. Поскольку в психике ребёнка до 9 лет не сформировано логическое мышление, то для него очень сложно понять, почему мама отдаёт его в незнакомое место, почему она уходит, а не остаётся вместе с ним. Возможно, и Вы тревожитесь о том, будет ли он болеть, капризничать, расстраиваться при расставании. Для того, чтобы помочь ребёнку привыкнуть к новым для него условиям, важно понять, что привыкание проходит не у всех детей одинаково. Одни дети хорошо себя чувствуют уже через несколько дней пребывания в детском саду. У других детей период адаптации длится месяц, а то и более. Процесс вхождения к новой обстановке называется адаптацией. Адаптация включает в себя широкий спектр реакций. Резкая смена условий нередко сопровождается тяжёлыми переживаниями, снижением активности (речевой, игровой), сказывается на здоровье ребёнка. В период адаптации возможны снижение аппетита, энурез, энкопрез. При взаимодействии с ребёнком во время процесса адаптации важно учитывать особенности его психики, которые заключаются в следующем: У ребёнка нет инструмента для того, чтобы анализировать происходящие события. Вследствие чего он просто не способен понять аргументы родителей: «Маме и папе нужно идти на работу, чтобы получить деньги и купить конфеты»; У ребёнка иное понимание времени: ребёнок живёт в моменте «здесь и сейчас». Это означает, что если мама оставила его в детском саду, то в психике ребёнка отражается понимание: «Мама оставила меня навсегда»; Новая обстановка, в которую попадает ребёнок, вызывает у него чувство страха, ощущение брошенности, бесконечного одиночества. Чувство страха (естественное эмоциональное состояние), вызываемого у ребёнка новыми обстоятельствами и новыми людьми, в свою очередь, выполняет позитивную функцию – оно защищает психику ребёнка. Страх может выражаться различными способами: ребёнок может горько рыдать, бунтовать, пытаться убежать. Что делает садовник, собираясь пересадить дерево? Он готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землёй. Привыкание малыша к новой обстановке зависит от того, как взрослые смогут подготовить малыша к этому периоду. Для успешного прохождения процесса адаптации рекомендуется: • Сформировать стереотипы поведения ребёнка, близкие к распорядку дня детского сада; желательно, чтобы ребёнок умел самостоятельно кушать, одеваться, раздеваться. • Желательно вместе с ребёнком познакомиться с будущими воспитателями, рассказать им о ребёнке, о его интересах, склонностях, с чем он может играть самостоятельно. • В первые дни желательно посещать группу по 2-3 часа, далее, в зависимости от самочувствия ребёнка, время пребывания в детском саду можно постепенно увеличить. • Целесообразно в первые дни приводить ребёнка только на прогулку. На прогулке легче ориентироваться в окружающем, легче познакомиться с детьми, воспитателем, так как условия здесь напоминают условия домашнего двора. • Способствовать созданию у ребёнка позитивного образа воспитателя. Ребёнку можно говорить: «Какая добрая Ольга Николаевна. Она кормит рыбок» и т.п. • Придя в детский сад, вместе с ребёнком можно подойти к игровому уголку, чтобы рассмотреть игрушки. • Родители помогают ребёнку быстрее освоиться, поддерживая его интерес к окружающему: «Как мне здесь нравиться, какие забавные игрушки». • Для формирования у ребёнка чувства защищённости и снижения напряжения родители могут говорить ему: «Всё будет в порядке, я обязательно за тобой приду, ты в безопасности, я люблю тебя». Ребёнок может принести свою любимую игрушку. Это создаст для ребёнка фон уверенности, обеспечит психологический комфорт. • Можно приводить ребёнка и на вечернюю прогулку для того, чтобы обратить его внимание на то, как родители приходят за детьми, как они радостно встречаются, как забирают ребёнка домой, как дети прощаются друг с другом, договариваются о завтрашней встрече. Кроме этого, важно • С ребенком должен приходить тот из членов семьи, от которого ребенок уходит спокойнее. • В период адаптации относиться к ребенку бережнее и внимательнее, ласково общаться с ним, т.к. в это время ему требуется эмоциональная поддержка. • По возможности расширить круг общения ребенка, помочь преодолеть ему страх пред незнакомыми людьми. Посещать с ним детские парки и площадки, приучать к игре в песочницах, на качелях, на праздниках, ходить на дни рождения друзей, наблюдать, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, или находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован. • Помочь ребенку действовать с игрушками: использовать показ действий с ними, сюжетный показ, совместные действия, вовлекать ребенка в совместную игру. • Не допускать высказывания сожалений о том, что приходится отдавать ребенка в детский сад. • Приучать к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий. • Не оставлять ребенка в садике дольше других детей. Он может почувствовать себя брошенным, одиноким, потерять доверие к взрослому. • Если ребенку трудно с Вами расставаться, можно приготовить ему своего "заместителя" - какую-нибудь игрушку или вещь, с которой малыш может не расставаться в детском саду. Пусть игрушка ходит с ним ежедневно и знакомится там с другими. Расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете много о том, как ваш малыш привыкает в детском саду. • Очень важно, быть самим спокойными! Доверять сотрудникам ДОУ! Ребенок все чувствует и понимает. • Когда ребенок с Вами разговаривает, важно его внимательно выслушивать. • Спорные и конфликтные ситуации нужно разрешать в отсутствии детей. • Отправлять ребенка в сад только здоровым. • Избегать обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом. • Обучать ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания. • Подчеркивать, что ребенок, как и прежде, дорог Вам и любим Вами. Помощь родителей в снижении эмоционального напряжения в период адаптации Игра – самый лучший антистрессовый метод для детей дошкольного возраста. Рекомендуется поиграть с ребёнком. Игра позволяет расслабиться. При этом следует помнить, что вечерняя игра не должна быть шумной, с беготнёй и криками. Хорошо помогает снять эмоциональное напряжение игра «Рвакля». Для игры в неё необходимо приготовить ненужные газеты, журналы и широкое ведро или корзину. Вместе с ребёнком предлагается рвать, топтать, мять бумагу, а затем бросать её в корзину. Помогают справиться с дневным напряжением игры в воде. Можно пускать мыльные пузыри или можно дать ребёнку 2-3 баночки, пусть малыш переливает водичку из одной в другую баночку. Вид и звук льющейся воды действует успокаивающе. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, послушать тихую мелодичную музыку. |
![]() Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. В.А.Сухомлинский
Чем богаче у ребёнка мелкая моторика, тем быстрее он начинает говорить, тем успешнее продвигается в своём развитии. Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически – в детском саду, дома – с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш, самостоятельно шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы, а главное, иметь связную речь. Сенсомоторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.
|
Особенности развития ребенка от 1,5 до 3х летДанный возрастной период является периодом действий, ребёнок исследует мир. В этом возрасте нормально для ребёнка «набивать себе шишки». Набивая себе шишки, ребёнок познаёт границы и делает выводы. Ребёнку в этом возрасте необходима поддержка взрослого. Ребёнку нужно донести словами «Ты можешь исследовать, экспериментировать. Я буду поддерживать тебя. Ты можешь делать всё столько, сколько тебе нужно. Я люблю тебя, когда ты активен и когда ты спокоен. Ты нам очень дорог». Ведущие потребности ребёнка раннего возраста – потребность в самостоятельности, в общении (чаще всего с родителями). Общение для ребёнка – источник познавательного и эмоционального развития. Взрослый выступает как образец для подражания, руководитель, источник эмоциональной поддержки. На 2-3 году жизни возникает новый вид деятельности ребёнка – игровая. Родитель может помочь зарождению игры – подобрать игрушки, подходящие предметы, показать игровые действия, разнообразить игру, способствует становлению навыков лепки, рисования, конструирования. Родитель также создаёт благоприятные условия для развития речи: говорит чётко и ясно, комментирует словесно бытовые ситуации, обращается к ребёнку с просьбами, вопросами, требующими вербального ответа. Данный возрастной период является периодом мышлений. Ребёнок делает выводы. В этот период ребёнку говорить ребёнку «Я рада, что ты начинаешь думать сам». Все позитивные послания в адрес ребёнка необходимо давать, когда родители в хорошем эмоциональном состоянии. Поведение ребёнка «ситуативно», «импульсивно», он ещё не умеет владеть своими эмоциями. В конце этого периода наблюдаются аффективные реакции на трудности, с которыми сталкивается ребёнок. Он пытается сделать что- то самостоятельно, но у него ничего не получается или рядом в нужный момент не оказывается взрослого. В такой ситуации возможна эмоциональная вспышка. Аффективные вспышки легко гасятся, когда взрослые достаточно спокойно на них реагируют. Кроме того, ребёнка раннего возраста легко отвлечь (предложить заняться с ним чем-то интересным). |
|
|