Группа "Пчёлка" 

Перфекционизм - стремление к совершенству...?

Перфекционизм – это стремление к безупречному совершенству. Но многие ученые не согласны с этим и называют перфекционизм «болезнью высоких стандартов» или «синдромом отличницы» (чаще всего им страдают девочки).

Доказано: перфекционизм – результат воспитания. Многие родители хотят видеть своего ребенка идеальным  и постоянно повышают планку его достижений. Принес ребенок «четверку» - а почему не «пять»? Занял третье место в соревновании – а почему не первое?  В детской психологии закладывается программ: «мама и папа будут любить меня, лишь если я буду – самый». Испытывая зависимость от успеха и оценки окружающих, перфекционист постоянно находится в состоянии стресса, что чревато психоматическими заболеваниями  или нервными расстройствами.

К счастью, не всякий ребенок, у которого в дневнике одни «пятерки» страдает синдромом отличника. Для такого главное – процесс познания, а не результат в виде хорошей оценки. К неудачам он относится спокойно, даже с юмором. Охотно помогает одноклассникам, подсказывает, дает списывать.

Требуя от ребенка только «отлично», подумайте, сможет ли он без ущерба для психики нести этот нелегкий груз. Ведь отличные оценки – не главное в жизни, важны знания, которые пригодятся в дальнейшем.

Перфекционист привык получать только хорошие оценки, одобрение или восхищение окружающих. Ради хорошей оценки он может пойти на обман, без похвалы он чахнет, как растение без солнца и очень ревностно относится к успехам других. А вот критику в свой адрес воспринимает очень болезненно, а самооценка нестабильна: то взлетает до небес, когда его хвалят, то падает до нуля, если критикуют.

В погоне за успехом способен жертвовать здоровьем, общением с друзьями, развлечениями, прогулкой, а неудачи могут надолго выбить его из колеи, вызвать апатию или даже депрессию.

Поэтому, не слишком ли много мы требуем от своего ребенка, не лучше ли ставить перед ним реальные цели, чтобы в нем не закрепилась опасная формула: «Успех=похвала=любовь». Ведь тогда и во взрослой жизни он будет «зарабатывать» любовь и уважение. Не нужно предъявлять ребенку завышенных требований, не ругать за плохие оценки.

В основе комплекса отличника может лежать не только желание похвалы, но и страх осуждения и наказания.

Ребенок должен быть уверен, что его любят всяким, не нужно огорчаться, что другие дети более успешны, лучше похвалить ребенка «молодец, ты очень старался». Если вы критикуете, то правильно, оценивать нужно не результат, а детали: «Кузов отличный, а вот над колесами надо поработать». Необходимо прививать ребенку здоровое отношение к промахам и неудачам.

Если вам самим чужд перфекционизм, то измените ход своих мыслей и тогда можно установить разумную планку требований к своему ребенку.

Создать бесплатный сайт с uCoz